Гоголь Николай Васильевич
Гоголь Николай Васильевич
1809-1852

Навигация
Биография
Произведения
Краткие содержания
Рефераты
Сочинения
Фотографии


Реклама


Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (12)


"Литературные мемуары. Гоголь в воспоминаниях современников (Часть I)"
Гоголь Николай Васильевич - Рефераты - "Литературные мемуары. Гоголь в воспоминаниях современников (Часть I)"

ПРЕДИСЛОВИЕ

Пожалуй, ни один из великих русских писателей XIX века не вызвал вокруг
своего творчества столь ожесточенной идейной борьбы, как Гоголь. Эта борьба
началась после выхода в свет первых его произведений и продолжалась с
неослабевающей силой на протяжении многих десятилетий после его смерти.
Белинский справедливо отмечал, то к таланту Гоголя "никто не был равнодушен:
его или любили восторженно, или ненавидели" 1.
Творчество Гоголя знаменует собой величайшую после Пушкина веху в
развитии русской литературы. Критический, обличительный характер
гоголевского реализма был выражением ее идейной зрелости и способности
ставить главные, коренные вопросы общественной жизни России. Освободительные
идеи, питавшие деятельность Фонвизина и Радищева, Грибоедова и Пушкина, были
той традицией русской литературы, которую Гоголь продолжил и обогатил своими
гениальными произведениями.
Характеризуя период русской истории "от декабристов до Герцена", Ленин
указывал: "Крепостная Россия забита и неподвижна. Протестует ничтожное
меньшинство дворян, бессильных без поддержки народа. Но лучшие люди из
дворян помогли разбудить народ" 2. К числу этих людей принадлежал
и Гоголь. Его творчество было проникнуто живыми интересами русской
действительности. С огромной силой реализма писатель выставил "на
всенародные очи" всю мерзость и гниль современного ему феодально-помещичьего
режима. Произведения Гоголя отразили гнев народа против своих вековых
угнетателей.
1 В. Г. Белинский, Полн. собр. соч., под ред. С. А.
Венгерова, т. VII, стр. 252.
2 В. И. Ленин, Сочинения, т. 19, стр. 294--295.

С болью душевной писал Гоголь о засилье "мертвых душ" в крепостнической
России. Позиция бесстрастного летописца была чужда Гоголю. В своем
знаменитом рассуждении о двух типах художников, которым открывается седьмая
глава "Мертвых душ", Гоголь противопоставляет парящему в небесах
романтическому вдохновению -- тяжелый, но благородный труд
писателя-реалиста, "дерзнувшего вызвать наружу... всю страшную, потрясающую
тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных,
повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и
скучная дорога". Таким художником-реалистом, обличителем был сам Гоголь. С
беспощадным сарказмом и ненавистью выставлял он напоказ "кривые рожи"
помещичьего и чиновничьего мира. Белинский подчеркивал, что самая
характерная и важная черта Гоголя состоит в его страстной и протестующей
"субъективности", которая "доходит до высокого и лирического пафоса и
освежительными волнами охватывает душу читателя".
С огромной художественной силой Гоголь показал не только процесс
разложения феодально-крепостнической системы и духовного оскудения ее
представителей, но и ту страшную угрозу, которую нес народу мир Чичиковых --
мир капиталистического хищничества. В своем творчестве писатель отразил
тревогу передовых сил русского общества за исторические судьбы своей страны
и своего народа. Великим патриотическим воодушевлением проникнуты
произведения Гоголя. Он писал, по словам Н. А. Некрасова, "не то, что могло
бы более нравиться, и даже не то, что было легче для его таланта, а
добивался писать то, что считал полезнейшим для своего отечества"
1
Творческий путь Гоголя был необычайно сложен и противоречив. Он создал
произведения, в которых с потрясающей силой разоблачал
феодально-крепостнический строи России и в них, по выражению Добролюбова,
"очень близко подошел к народной точке зрения" 2. Однако писатель
был далек от мысли о необходимости решительного, революционного
преобразования этого строя. Гоголь ненавидел уродливый мир крепостников и
царских чиновников. В то же время он часто пугался выводов, естественно и
закономерно вытекавших из его произведений, -- выводов, которые делали его
читатели. Гоголю, гениальному художнику-реалисту, была свойственна узость
идейного кругозора, на что не раз указывали Белинский и Чернышевский.
1 Н. А. Некрасов, Собр. соч., М.--Л. 1930, т. V, стр. 212.
2 Н. А. Добролюбов, Полн. собр. соч., т. I,
Гослитиздат, 1934, стр. 244.

В этом была трагедия великого писателя. Но каковы бы ни были
заблуждения Гоголя на последнем этапе его жизни, он сыграл колоссальную роль
в истории русской литературы
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 >>>

Гоголь Николай Васильевич - Рефераты - "Литературные мемуары. Гоголь в воспоминаниях современников (Часть I)"


Копирование материалов сайта не запрещено. Размещение ссылки при копировании приветствуется. © 2007-2011 Проект "Автор"